01.01.2024 14:05

Воспитание с пониманием: Как научить ребёнка делиться?

Разбираемся вместе с архангельским психологом Ольгой Яреньгиной
Фото: фотобанк Lori

В нашу рубрику «Воспитание с пониманием» пришло вот такое письмо от читательницы:

«Дочке три года. Её впервые в жизни пригласили на день рождения к подружке. Вместе выбирали подарок. Но в итоге, когда наступил праздник — подарок дочка дарить отказалась! Устроила истерику прямо в гостях. Пришлось уйти домой, подарок забрать с собой. На следующий день я просто отвезла имениннице точно такую же игрушку. Конечно, на нас никто не обиделся, только посмеялись вместе: „Это же ребёнок!“ Но хотелось бы понять, как правильно поступать в такой ситуации. Неужели у меня жадина растёт?»

Наталья, г. Архангельск





«Я сам! Я хочу!»

– На самом деле, эта история не про жадность, — говорит Ольга Яреньгина. — Три года — возраст, когда у ребёнка происходит первый возрастной кризис, который замечают многие родители. Малыш начинает громче заявлять о себе: «Я сам! Я хочу!» И поскольку малышу всего три года, он только недавно научился более уверенно разговаривать, то слёзы, лёгкая истерика используются им ещё и как вспомогательный «инструмент», чтобы достигнуть своей цели.

Как реагировать? Спокойно. Дайте ребёнку пережить эмоцию. Не стоит ругать и стыдить дочку: «Жадина!» Она не жадина. И обязательно научится делиться, но чуть позже — ближе к пяти годам.

Предложить одному трёхлетке выбрать подарок для другого трёхлетки — идея изначально, скажем так, не самая «безопасная». Стоит учитывать возрастные особенности. Да, малышка может с большим интересом участвовать в выборе подарка, но… Когда она это делает, то выбирает не для кого‑то — для себя. Даже если вы при этом десять раз обсудили, что подарок для её подружки Маши, а дочка, как вам кажется, «согласилась».

Нет, мозг в этом возрасте ещё очень незрелый. У ребёнка преобладает наглядно-действенное мышление. И в её представлении выбор подарка выглядит так: она выбрала «для себя» новую игрушку, а спустя какое‑то время должна это «счастье» отдать другой девочке! Оценить все причинно-следственные связи малышу просто ещё не под силу.


Одуванчик для мамы

Как вариант — купить сразу два абсолютно одинаковых подарка. «Смотри, какая у тебя интересная игрушка… Давай и Машу порадуем. Ей, наверное, тоже будет приятно такой подарок получить». Ну или выбрать подарок самостоятельно, хорошенько его упаковать и вручить родителям, минуя детей. Можно даже, сохраняя интригу, попросить раскрыть коробку, когда вы уже уйдёте домой: «Пусть будет Маше сюрприз».

Это, кстати, совет и для родителей именинников. Если вашим маленьким гостям намного меньше пяти лет, подарки лучше открывать уже после общего праздника: «А теперь давай посмотрим, что тебе подарили?»

Малышей постарше можно смело привлекать к выбору подарков. Пять лет — нежный возраст, когда ребёнок готов делиться. Более того, детям нравится дарить подарки. Первый одуванчик? Подарю маме! Ракушка, найденная на берегу? Вот бабушка обрадуется… Рисунок — для папы.

Чтобы научить ценности одаривания, подарки лучше делать в качестве какого‑то лёгкого презента. Тот случай, когда точно не в деньгах счастье. Намного важнее поделиться частичкой своей радости.

Поход в гости, на детский день рождения — это тоже в первую очередь про умение радоваться вместе. Конечно, в играх могут возникать и спорные моменты. Дети ещё только учатся быть в социуме, общаться и договариваться.


Своё и чужое

Малыши двух-трёх лет делиться своими игрушками не умеют. Не стоит настойчиво призывать к этому. «Таня, дай свою лопатку Маше поиграть! Ты же добрая девочка!» А эта лопатка, в понимании Тани, продолжение её руки. Как она отдаст? Включается наглядно-действенное мышление — ребёнок развивается через предмет-действие. В три года малыш также учится отстаивать и свои границы. Он уже понимает «своё» и «чужое». Объясняйте, что чужое нельзя брать без спроса. Но и самому не надо отбирать игрушки. Расскажите про возможность обмениваться игрушками, играть по очереди. «Ты, Саша, сейчас играешь этой машинкой. Потом ставишь машинку в гараж, а следующий круг делает Ваня. И потом машинка опять едет в гараж. Машинка одна, а нас много».

Но ролевая игра как таковая формируется ближе к пяти годам: «Ты водитель, а я пассажир». В три года, повторюсь, дети просто учатся играть рядом.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ