«Главное — быть на сцене»

Евгения Красилова рассказала о философии сцены и жизни современной оперной певицы

На концерт Евгении Красиловой и Нурлана Бекмухамбетова, который прошёл в конце января в малом зале Поморской филармонии, можно сказать, я попала по случаю. На него меня пригласила архангельская художница Зоя Гавшинская, подчеркнув, что Евгения — её ученица, и это было чистой правдой. Зоя Валентиновна учила Евгению гармонии цвета, а гармония она везде гармония — что в музыке, что в художественном творчестве. И как тут не вспомнить про семь нот и семь цветов радуги.

Но так получилось, что в тот вечер у меня не было никакой возможности пойти на этот концерт. Или почти никакой, если я всё же пошла, но только потому, что обещала Зое Валентиновне…

Почему я делаю акцент на этом обстоятельстве? Потому что никогда не знаешь, что в твоей жизни главное, а что можно отодвинуть. В тот вечер мне казалось, что можно «отодвинуть» как раз концерт и заняться неотложными делами. К счастью, я ошиблась…

Даже не помню, как «разрулились» все дела, но ведь «разрулились». А вот выступление двух оперных солистов осталось и в памяти, и в сердце. Время от времени я слушаю арии в исполнении Евгении Красиловой, глядя в окно на Северную Двину, и мир кажется таким гармоничным. Хотя бы на это короткое время. Но и этого немало.

Слушая Евгению и Нурлана в тот вечер, думала про то, как, оказывается, можно «консервы», каковыми являются все классические произведения, не просто «откупорить» и предоставить публике, а сделать их живыми, будто они написаны вчера. Непосредственность, искренность, доверительность — вот манера этих исполнителей.

Потом я видела Евгению, когда она выступала буквально под лестницей в фойе дома Плотниковой перед открытием выставки Зои Гавшинской «Краски и звуки». И Евгения держалась так, будто она находится на престижной оперной сцене. Позже она сказала, что для неё сцена — понятие философское: сцена там, где оказывается артист. Продолжая эту философию, можно добавить, что зрителя тоже невозможно поделить на какие‑то категории. Он присутствует здесь и сейчас и заслуживает самого лучшего исполнения.

Мои коллеги и друзья, после того как я им рассказала о выступлении Евгении и Нурлана, сожалели, что пропустили его. Вроде как классическая музыка, к которой мы относим и оперные произведения, стоит особняком — не то чтобы этот «клуб» закрыт для широкой публики, но всё же такие концерты посещают в основном знатоки, они и отслеживают выступления артистов.

Правда, в современном мире этот «клуб» весьма расширил свои границы. А исполнители оперных арий теперь собирают огромные залы. Например, Евгения Красилова поёт в мюзикле «Нотр-Дам де Пари» в проекте «Опера XXI» в Кремлёвском зале, где исполняет роль Эсмеральды. Билеты на этот спектакль раскупаются за полгода вперёд. Разумеется, спектакли проходят при полном зале.

Мы договорились встретиться с Евгенией, чтобы поговорить об особенностях восприятия оперного искусства в современном мире, а также о том, как девочка, окончившая Архангельское музыкальное училище, стала успешной оперной исполнительницей. Но встреча откладывалась — Евгения живёт в Москве, где у неё постоянные выступления, также она ездит на гастроли, поэтому в Архангельск приезжает не так часто. И всё же эта встреча состоялась в один из приездов Евгении Красиловой в родной город.

«У моей России длинные косички»

Прежде всего спросила Евгению, когда она поняла, что хочет петь, что это именно её путь.

— Мне было лет пять, — отвечает Евгения, — в садике мы учили песню о России, там были слова:

«У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень».

Мама забрала меня из садика и пошла в магазин, а я осталась в машине. И мне захотелось петь. Я пела эту песню так, как того хотела, с большим удовольствием, свободно — ведь никто не слышал. И это было моё первое сольное пение. У меня тогда возникло ощущение, что я на сцене. А ещё родственники замечали, что в садике на утренниках дети поют спокойно, а я раскачиваюсь, жестикулирую, и счастье на лице написано…

— В роду кто‑то пел?

— Бабушка, она прошла прослушивание в Северный хор, но потом ушла оттуда — так сложились обстоятельства. Но голос мне достался от неё.

— То есть в совершенно раннем возрасте вы поняли, что будете певицей?

— Да, мне очень хотелось петь, но родители меня отдали в музыкальную школу заниматься по классу фортепиано. Во-первых, дома был инструмент, а во‑вторых, преподавателем там работала мамина подруга Наталья Владимировна Величко. И она великий педагог! Она учила меня, как надо уважать своё дело, отдаваться ему полностью. Неслучайно многие её ученики добились успеха. Но в семье видели моё желание петь, и меня привели на прослушивание к Ларисе Спирановой. Помню, что для этого готовила какую‑то добрую песню из старого советского фильма. И прослушивание прошла. Моим учителем по вокалу также был Игорь Перфильев.

— Евгения, знаю, что вы с отличием окончили Архангельское музыкальное училище по классу фортепиано. А почему не вокала, коль он вам был так близок?

— И снова же — мне хотелось поступить на вокальное отделение, мне казалось, что там и учиться легче — на фортепиано надо заниматься целыми днями, а голос — тонкий инструмент, связки надо беречь, поэтому занятия вокалом продолжались час-полтора в день. Но мама сказала, что после отделения фортепиано я смогу преподавать в школе. Она также считала, что игра на этом инструменте поможет мне развивать музыкальную память. Там мышление другое — обширное, математическое. А после окончания училища смогу поступать куда захочу. В любом случае эти знания пригодятся.

— Пригодились?

— Очень! Музыкальные произведения, которые мне сейчас предстоит исполнять, я учу моментально. Хотя знаю, какая это каторга для многих моих коллег. Поэтому я очень благодарна всем преподавателям в Архангельске, которые дали мне такую базу.

Это другая планета

Спрашиваю Евгению — от чего зависит успех у публики? Наверное, не только от мастерства и трудолюбия, есть ещё везение, особое состояние артиста?

Она отвечает, что профессионал должен всегда выступать на самом высоком уровне. А для этого готовиться, в том числе создавать своё внутреннее состояние — слушатели сразу улавливают наигранность, неискренность.

— То есть исполнителю на сцене надо быть счастливым, чтобы это чувство передалось зрителю?

— Да, — отвечает Евгения, — поэтому перед концертом я стараюсь хорошо выспаться и пребывать в хорошем настроении. А сцена — это другая планета. Да, я там вполне счастлива.

И всё же основа успеха — мастерство исполнителя. Евгения Красилова мастерству вокального исполнения училась в Московской консерватории, которую окончила в 26 лет. А поступила в 19, значит, училась семь лет. Почему?

— В консерватории обучение — пять лет, — отвечает она, — но у меня не было среднего вокального образования, ведь я окончила фортепианное отделение. Поэтому мне предложили сначала два года поучиться на курсе знаменитой Галины Писаренко. Но для этого тоже надо было пройти жёсткий отбор. Я его прошла, и это было величайшее везение попасть к такому мастеру. А потом мне пришлось снова сдавать вступительные экзамены, выдержать огромный конкурс — поступать в Московскую консерваторию приезжают со всей страны. Но я вошла в первую тройку по набранным баллам и поступила на вокальное отделение, которое тоже окончила с отличием.

— Я прочитала, что вы поёте на пяти языках. Насколько это сложно для вас?

— Ещё Галина Алексеевна Писаренко говорила нам — учите языки! Я свободно владею английским, а пою на итальянском, чешском, французском, испанском, казахском, немецком. И здесь мне тоже очень помогает музыкальная память, которую я развила, занимаясь на фортепиано. Поэтому могу сказать — никакие усилия не пропадают.

«Крокус Сити Холл» — боль навсегда

Евгения Красилова не входит в труппу какого‑либо театра, но, как и многие оперные исполнители, участвует в различных проектах и много гастролирует. В частности, она солист проекта «Опера XXI век». Как она пояснила, здесь оперные произведения звучат в современной аранжировке, что позволяет привлечь к этому искусству более широкую публику, в том числе молодую. Выступление солистов «Оперы XXI века» проходят в зале Кремлёвского дворца, в соборе Святого Андрея в Москве, где звучат мировые оперные шедевры и шедевры русских композиторов. Выступает певица и в других известных концертных залах, в том числе в Малом и Большом залах Московской консерватории.

Есть у Евгении особенные воспоминания — о выступлении в большом зале «Крокус Сити Холла». Мы с ней встречались уже после того, как там случилась страшная трагедия. А Евгения выступала в этом же зале за неделю до этой трагедии.

— Когда я выступала, зал был полон, — вспоминает Евгения. — Акустика там очень хорошая, несмотря на то что зал очень большой, рассчитанный на семь тысяч человек. Когда зрители аплодируют, кажется, что они очень далеко, хотя это не так. Мне нравилось выступать и в малом зале «Крокус Сити Холла», и в большом, где затем случилась трагедия. Я очень остро её пережила, ведь могла представить место, где произошли эти чудовищные события. И до сих пор испытываю самое искреннее сострадания ко всем, кто там оказался и пострадал. И эта боль останется навсегда…

Философия сцены

По словам Евгении Красиловой, есть проекты, которые ей особенно дороги. Один из них — концерт-спектакль «Жизнь без слов. Посвящение Марису Лиепе». Главную роль в этом спектакле исполняет Илзе Лиепа.

— Это авторский спектакль Илзе, — рассказывает Евгения. — Она читает тексты, написанные её отцом, великим балетным артистом Марисом Лиепой, а также свои собственные. В концерте участвуют симфонический оркестр и я. Я исполняю вальс Мюзетты из оперы Пуччини «Богема», болеро Елены из оперы Верди «Сицилийская вечерня», вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта» и вокализ Рахманинова. Эти произведения хорошо вписываются в общую канву спектакля, а он очень хорошо выстроен.

— Читала, что знатоки оперного искусства и критики высоко оценили как сам концерт, так и ваше выступление. Чем для вас важно участие в этом проекте?

— Прежде всего это общение с Илзе, она очень глубокий человек, работать с ней очень интересно. А ещё я многое узнала, слушая дневниковые записи её отца Мариса Лиепы, которому как раз и принадлежит это высказывание, что сцена там, где находится исполнитель. Он сам так работал. И это важно понимать любому исполнителю. Участвуя в подготовке представления и в самом спектакле, я многое взяла для себя, что помогает мне и в жизни, и в творчестве. За что очень благодарна Илзе Лиепе.

Участвовала Евгения и в ещё одном памятном проекте — литературно-музыкальном спектакле вместе с Дмитрием Харатьяном.

— Я помогала ему петь, а также исполняла оперные арии, — рассказывает Евгения. — Не успевала выучить слова одной песни из репертуара Джо Дассена, Дмитрий мне от руки написал её транскрипцию на французском языке, мы с ним удачно её исполнили. А эти записи я оставила себе на память.

Как уже говорилось, Евгения пела на разных престижных сценах, в том числе на сцене Римской оперы. Спрашиваю, а чем для неё является сцена Кирхи, то есть малого зала Поморской филармонии в родном Архангельске.

— Я пою на этой сцене с десяти лет, — отвечает Евгения, — а на фортепиано здесь играла ещё раньше. Поэтому для меня это самая дорогая сцена. Тем более что обычно в зале во время моего выступления находятся мои родные, друзья, знакомые. И я пою для них с большой радостью.

Евгения в каждом сезоне непременно выступает на этой самой дорогой для неё сцене, иногда не одна, как на этот раз, когда вместе с ней пел один из лучших теноров страны Нурлан Бекмухамбетов. Он очень востребованный исполнитель, и его выступления расписаны на год вперёд. И всё же поездку в Архангельск он запланировал заранее, потому что его попросила об этом Евгения, как он сам сказал.

— Мне всё время хочется благодарить свой родной город, — говорит Евгения, — здесь я черпаю энергию, и на родной сцене в Кирхе чувствую себя по‑настоящему счастливой…

И это чувство передаётся и зрителю. Так счастья становится в городе больше. И это главная философия Евгении Красиловой: главное — быть на сцене. И при этом быть счастливой…

Фото Елены Ирха и предоставлено Евгенией Красиловой

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО