20.04.2024 14:04

«Мехколонне № 88 требуются…»

Истории из жизни архангельских электросетевых строителей
106-метровая опора на переходе через Северную Двину в районе деревни Трепузово была построена специалистами Мехколонны № 88 в 1978 году

Описанные ниже события и разговоры случились во время командировки автора этих строк на берега Северной Двины в гости к ветерану архангельской Мехколонны №88 треста «Севзапэлектросетьстрой», легендарному бригадиру монтажников Владимиру Анатольевичу Миронову, широко известному в узких кругах электросетевых строителей как Комбат.

Знаешь, а давай, мы не будем скучно сидеть и разговаривать о моих трудовых подвигах, – сразу при знакомстве предложил Владимир Анатольевич Миронов. – Давай прокатимся в гости к моим друзьям-коллегам, с которыми мы когда-то не один кусок хлеба в командировках съели, не один стакан (улыбнулся)... чая выпили. Они, уверен, тебе тоже много интересного про будни электросетевого строителя расскажут. Кроме того, давненько что-то мы с ними не встречались. Все на пенсии, разъехались кто в деревню, кто на дачу. Вот и пусть твой приезд станет поводом для того, чтобы и нам увидеться, а то сами-то никак не соберемся. Ну а про свою скромную персону я тебе и по дороге поведаю. Путь-то нам предстоит не близкий – к Сергею Мышову в его Чухчерему километров сто, наверное, пылить.

Сказано-сделано. Рано утром мы отправились в маленькое путешествие по тракту 11А-004, который идет вдоль берега Северной Двины. Первая остановка в дачном поселке, который находится недалеко от деревни Ценовец (55 км от Архангельска).

Здесь Сергей Рева живет, мы с ним почти в одно время пришли в Мехколонну №88, тогда же и познакомились, – поясняет Владимир Анатольевич. – Случилось это, страшно сказать, уже больше, чем полвека назад!

«Романтики было, хоть лаптем хлебай!»

Знакомимся с Сергеем Александровичем и его супругой Анной Лукиничной. Дальше, как заведено, – чай, кофе, печенюшки. От «чего-то покрепче» дружно отказываемся: один за рулем, другой – на работе.



Сергей Александрович Рева пришел в Мехколонну № 88 в 1972 годуСергей Александрович Рева пришел в Мехколонну № 88 в 1972 году



Да у меня совсем простая история, – с улыбкой начинает Сергей Александрович. – Родился, женился, детей нарожали, отработал в архангельской Мехколонне №88 почти четыре десятка лет, вышел на пенсию, построили с супругой дачный домик и вот теперь наслаждаемся заслуженным отдыхом. Ну и все...

Ну а если серьезно, то родился я в декабре 1950 года в поселке Оксовский, который находится в Плесецком районе Архангельской области. Там детство прошло, там в школе учился. После школы закончил ГПТУ по специальности «тракторист-машинист широкого профиля» и ушел в армию. Служил на архипелаге в Северном Ледовитом океане, Земле Франца Иосифа. После демобилизации вернулся в родной поселок, поработал немного на нижнем складе леспромхоза. Понял полную бесперспективность своего нахождения там. Хорошо хоть вовремя мне на глаза попалась газета с объявлением, в котором сообщалось, что молодой еще в ту пору и развивающейся компании, Мехколонне №88, требуются работники. Условия были интересные, ну я собрался и поехал в славный город Архангельск. Случилось это в 1972 году. В офисе мехколонны приняли очень хорошо, оформили и сразу отправили в Тосно, где находился учебный центр треста «Севзапэлектросетьстрой». Мы его между собой называли Академия. Месяц постигал там секреты мастерства электромонтера-линейщика. Закончив обучение, получил второй разряд по новой для себя профессии и предписание на первый объект в Кодино (Онежский район) – на строительство линии электропередачи 110 кВ Обозерская-Кодино. Определили в бригаду Анатолия Васильевича Алехина. Он нам в первый же день сказал: «Если вы к нам пришли за романтикой, то у нас ее хоть лаптем хлебай!» Ну и все – начали хлебать. Сначала на сборке-установке опор работал, потом и до монтажа проводов дорос. Работа нравилась, да и зарплаты были хорошие, не в пример с поселковыми.

Поездка в Кодино была определяющей не только в профессиональном плане, но и в личной жизни. Именно там познакомился со своей будущей супругой. Она на железнодорожной станции дежурной работала. Как оказалось, мы земляки, учились в одной школе, только она на два года младше. Вот так ходили по одним коридорам и классам, а познакомились только через несколько лет в 250 километрах от родного края. В июне 2023 года справили уже золотую свадьбу. Вырастили двух дочерей, трое внуков.

Объектов в 70-80-е годы было очень много, даже вспоминать все не буду. Строили линии электропередачи в Шангалах, в Плесецке (220 кВ), в карельской Костомукше (110 кВ), на Калининской АЭС (750 кВ), на Псковской ГРЭС (330 кВ) ... Это только то, что сразу на ум приходит.

Когда немного опыта набрался, да разряды подтянул, меня назначили бригадиром. Была своя комплексная бригада – все от «нуля» (разработки котлована под фундаменты) и до монтажа проводов делали. Мне нравилась работа без специализации: ведь на каждом этапе ты выполняешь работу с прицелом на следующий. Если допустил ошибку, то и пенять не на кого, сам и будешь переделывать – а это лишнее время, а, стало быть, и незаработанные деньги. Поэтому старались изначально все делать не только быстро, но и качественно.

Работали в основном по графику «20 на 10» (20 дней на вахте и 10 дней отдыха). Но были вахты, которые продолжались по два месяца. Трудились и отдыхали всей бригадой. Закрыли назначенный на определенный период объем работ, рукавицы в ведро, получили зарплату и домой поехали.

Однажды у меня была попытка уйти из монтажников в инженерно-технические работники. Вместе с Владимиром Ашаевым и Борисом Ладыгиным мы подали документы в техникум в Куйбышеве (сейчас Самара). Сдали экзамены, поступили на заочное отделение. Я съездил на установочную сессию и все. Показалось накладно за свой счет ездить в учебное заведение.

В 1982 году получил трехкомнатную квартиру в Архангельске, в историческом микрорайоне Соломбале.

Два десятка лет бороздил по региону, строил линии электропередачи. А потом по семейным обстоятельствам вынужден был изменить характер работы. Устроился бригадиром на базу Мехколонны №88, еще ту старую на Талажском шоссе по пути из Архангельска в аэропорт Талаги. Отвечал за погрузку, разгрузку и комплектацию. Принимал металлоконструкции, провод, арматуру, потом отправлял все это по строительным участкам. В 2002 году ушел на пенсию и уволился из мехколонны, но ненадолго. Через два года вернулся и еще семь или восемь лет работал на базе. Электромонтер-линейщик 6 разряда по монтажу линий высокого напряжения и контактной сети. Заслуженный строитель треста «Севзапэлектросетьстрой». Вот такая биография получается.

Владимир Миронов и Сергей Рева познакомились больше чем полвека назадВладимир Миронов и Сергей Рева познакомились больше чем полвека назад


В гнезде глухаря

Попрощавшись с гостеприимными супругами Рева, оправляемся с Владимиром Анатольевичем Мироновым дальше – в старинное поселение на берегу Северной Двины с загадочным названием Чухчерема («чухч» с саамского языка «глухарь»).

Познакомлю тебя с моим учеником и первым замом Сергеем Мышовым, – рассказывает Владимир Анатольевич. – Он сам родом из этих удивительных мест. Вот на пенсии и решил податься на родину предков.

Сергей Павлович Мышов отработал в Мехколонне № 88 ровно 30 лет… и полгодаСергей Павлович Мышов отработал в Мехколонне № 88 ровно 30 лет… и полгода

Сергей Павлович Мышов встретил нас на повороте с главной трассы на поселок Луковецкий. Дальше едем за ним – сами, наверное, точно бы долго блуждали в этих краях. Вспоминаю, что Холмогорский район – это родина Михаила Ломоносова. И как, оказалось, место, где он родился, совсем недалеко, всего-то в каких-то семи километрах. Проблема только одна: село Ломоносово (назвали так уже позже в честь ученого) находится на другом берегу Северной Двины.

Экскурсия по усадьбе Мышовых, чай, пироги с голубикой, и только потом то, ради чего, собственно, мы и приехали – обстоятельный разговор о жизни.

Родился в июле 1964 года здесь в древней деревне Чухчереме, – рассказывает Сергей Павлович. – Ей больше 550 лет! Сейчас она, конечно, в полном упадке. В прошлом году вот у главной достопримечательности церкви Василия Блаженного купол обвалился. А это ведь объект культурного наследия, ей в 2024 году 200 лет исполнилось бы. Есть еще колокольня, так та еще старше – с 1783 года стоит. Даже и не знаю, есть такая деревня в наше время на карте или нет. Раньше мы ее в почтовом адресе писали, а сейчас обозначены как «Архангельская область, Холмогорский район, почтовое отделение «Луковецкий», деревня Поташевская». Рядом еще деревни Тарасово и Среднепогостная идут – все населенные пункты без видимого разделения, сами иногда путаемся, на территории какого из них находимся. А там, подальше от реки, где многоэтажные дома, поселок Луковецкий находится. Леспромхозовский. Это уже новейшая история. Там у нас блага цивилизации – магазины, медицина и т.д.


«Деревянные церкви Руси…» Этим памятникам старины в Чухчереме,
церкви и колокольне, больше двух веков«Деревянные церкви Руси…» Этим памятникам старины в Чухчереме, церкви и колокольне, больше двух веков


Деревня Чухчерема. Новая часовня на фоне старой разрушенной церкви Василия БлаженногоДеревня Чухчерема. Новая часовня на фоне старой разрушенной церкви Василия Блаженного

В общем, детство прошло на берегах Северной Двины. Хорошее детство – веселое, свободное. Рыбалка, купания, гуляй сколько хочешь! Я мальчишкой умненький был, шестой класс на одни пятерки закончил, седьмой – с двумя четверками. Мечтал после школы в институт поступать. Но потом в семье нашей случилось несчастье – умерла мама. Молодая еще была, 45 лет всего, дояркой работала. Давление подскочило и все. Восьмой класс я уже с тремя тройками закончил. Ну и старший брат надоумил поступить в Архангельский лесотехнический техникум, он сам в нем заочно учился. Нас, кстати, в семье пять детей было, я предпоследний. Ну я послушался и отправился получать специальность «Техник-механик по лесозаготовительной технике». Четыре года честно учился на очном отделении, жил в общежитии. И вот когда оставалось только диплом защитить, случилась одна неприятная заварушка... В общем, пришлось мне взять академический отпуск и уйти в армию.

Служил в Колпино под Питером в отдельном полку Гражданской обороны, в пожарной роте. Был связистом. Можно сказать, на коммутаторе все два года просидел. Аппараты тогда еще с флажками откидывающими были, упал – соединяешь.

После демобилизации приехал в Архангельск. Старший брат к тому моменту уже в городе обосновался. Он мне в первый же день газетку с объявлением подсунул. Я еще в армейской форме красовался. Увидел приглашение на работу в Мехколонну №88, там условия, обучение, все дела, ну и прямо в парадке отправился трудоустраиваться. Кадровичка отправила к главному инженеру. К тому моменту эту должность занимал Лев Алексеевич Тарасевич, в будущем начальник Мехколонны №88. Поговорили, он сказал: «Иди отдыхай после службы, через три месяца жду». Ну и все: в ноябре я демобилизовался, а с 25 января 1986 года вышел на работу. Первым заданием было валить лес в районе Маймакса на окраине Архангельска. Потом опоры собирал в бригаде Виктора Валентиновича Аксенова. Затем к Виктору Павловичу Насонову определили, там уже на монтаж проводов первый раз попал. Под руководствомВладимира Алексеевича Сажинова и Сергея Александровича Ревы работал. График тогда щадящий был: если в Архангельске, то по обычной сетке «пять рабочих, два выходных», если уезжали куда-то в область, то «20 на 10». На длинные отгулы я в деревню уезжал, на короткие в городе, в общежитии мехколонны отдыхал.

Летом 1986 года отправился в свою первую дальнюю командировку в Тверскую область в Удомлю, где мы от Калининской АЭС линию электропередачи напряжением 750 кВ строили. Жили в деревне Ряд, недалеко от АЭС. Там и подружились мы с Владимиром Анатольевичем Мироновым, которого уже тогда все Комбатом называли. Я сначала на сборке был, а потом к нему в бригаду на монтаж проводов попал. Кстати, в Удомлю я спустя 18 лет вернулся, в 2004 году трест «Севзапэлектросетьстрой» здесь другую линию электропередачи возводил, и тогда я занимался уже исключительно фундаментами.

Что касается получения образования, то первое время была мысль получить-таки диплом. В течение пяти лет можно было просто защититься. Однако каждый раз переносил это дело: ладно, думаю, время есть, через год вернусь к этому вопросу. А потом просто махнул рукой. Ну если нет тяги к технике, зачем мне все это. К тому же в Луховецке, как я узнал, у механиков заработки были 120 рублей, ну 180 в лучшем случае. А я только пришел в мехколонну и сразу по 300 рублей начал получать, а в Удомле мы, линейщики, и вовсе по 600 и больше зарабатывали. Работа опять же интересная, разнообразная – сначала опоры собираешь, затем ставишь их, а потом лезешь на верхотуру провода монтировать. Ну и постоянные передвижения с одного объекта на другой. Я ж до армии дальше Архангельска особо никуда и не ездил, одно слово – деревенский. А тут за год и по области покатался и в Тверскую область съездил, затем мы с Владимиром Мироновым в Карелии работали, в Пенинге (Муезерский район). А в 1987 году я уже сам как бригадир в карельскую Питкяранту отправился. Мы там вечно отстающей Мехколонне №46 помогали. План-то в тресте «Севзапэлектросетьстрой» общий был, его нужно было выполнять, вот мы в декабре всем миром и навалились. Коллеги из местной 46-й и мурманской 27-й опоры собирали и ставили, а мы, из архангельской 88-й, только монтажом провода занимались.

В общем, втянулся я в это электросетевое дело сразу и всерьез. Свобода, романтика, хорошая зарплата – ну а что молодому человеку еще надо!

Сергей все наши электросетевые премудрости схватывал буквально на лету, – говорит внимательно слушавший рассказ своего друга Владимир Анатольевич Миронов. – Года не прошло, а его уже привлекали к работам в качестве бригадира. У меня он первым заместителем был. Когда линию электропередачи 110 кВ от подстанции «Жаровиха» до Луховецка строили я, уходя в отпуск, его без всякой тревоги вместо себя оставлял, знал, что не подведет.

Как работали? – продолжает Сергей Павлович Мышов. – Соберут бригаду с одного строительного участка с другого, и поехали на новый объект. Никто ни у кого ничего не спрашивал. Техника, скажем так, не новая. Специального оснащения постоянно не хватало. Те же клиновые зажимы (элемент линейной арматуры, который обеспечивает надёжное крепление самонесущего изолированного провода (СИП) при прокладке воздушной линии) были в постоянном дефиците. Помню момент, когда из 15 штук необходимых нам выдали только один. И это ведь не единичный случай. Выкручивайся, как хочешь. И выкручивались ведь – до сих пор построенные нашей Мехколонной №88 линии электропередачи стоят и свою функцию выполняют.

Строили тогда много. В 1988 году сначала 110-ку на севере Архангельской области (Онега – Малошуйка) возводили, потом на три месяца на Лодейное поле ездили в Ленинградскую область, там провода на линии электропередачи 330 кВ монтировали. В 1989-м в Вологодскую область, в районный центр Вытегра летали, а в конце того же года меня отправились в Череповец. Там мы выполняли замену изоляции по всему городу, на всех предприятиях, в том числе и на Череповецком металлургическом комбинате. Все изоляторы там уже черные были, и начинались пробои между ними. Нужна была плановая замена. В Череповце было семь степеней загрязнения, а какая степень, столько и изоляторов. Старые, еще фарфоровые, изоляторы снимали, а ставили специальные грязезащитные. Долго мы там трудились – закончили только в феврале 1991 года. Платили нам, кстати, там очень хорошо. Как-то по телевизору озвучили зарплату президента СССР Михаила Горбачева, там мы больше получали.

Далее в Плесецк уехали – на строительство линии электропередачи 220 кВ Плесецк – Коноша. Весной начали, потом распутица началась – ни пройти, ни проехать – бросили все. Затем вернулись. Три года мы эту линию строили. Длинная! Я во всех работах участвовал – и в сборке опор, и на установке опор, и фундаменты бетонные помогал устанавливать. На монтаже проводов бригадиром был, а, если надо было, под началом Виктора Насонова и Александра Дедова обычным линейщиком работал.

Кстати, самый высокий шестой разряд электролинейщика по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети я еще в 1991 году получил. Владимир Анатольевич Миронов буквально заставил нас это сделать – я даже сам заявления не писал. Только пришел в отдел кадров и расписался, что ознакомлен с приказом.

В Сибирь на монтаж ВОЛС (волоконно-оптической линии связи) меня начальник Мехколонны №88 Лев Алексеевич Тарасевич не отпустил. «Все монтажники уехали, – сказал. – С кем я тут должен работать?» Вместо Иркутска отправился я на юго-восток Архангельской области линию электропередачи 110 кВ Красноборск – Шипицыно строить.

Вот удивительно, прошлый век я более-менее хорошо помню, где и когда работали, а вот после 2000 года все как-то перепуталось. Дело в том, что раньше были большие стройки, каждое своего рода событие. Потом же все больше как-то по мелочам, да и командировки короткие, в памяти совсем не остается. Удомля вот в 2004 году вспоминается – линия электропередачи 750 кВ (там в основном фундаментами занимался), потом Кандалакша (Мурманская область) – линия электропередачи 330 кВ (там мы не монтировали, а только опоры собирали и ставили), в 2008 году в Иваново на строительство линии электропередачи 220 кВ меня Владимир Миронов вызвал на усиление, там одна молодежь работала. Помню, что я там главным по арматуре был. Ну а в основном все какая-то мелочевка – и «десятки» ставили и даже линии по 0,4 кВ по деревням где-то. Там месячишко, там два...

В 2014 году ушел на пенсию по северному стажу (как проработавший в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях больше 20 лет), но еще два года работал. Летом 2016-го уже окончательно отправился на заслуженный отдых. Последний объект – линия электропередачи где-то в Холмогорском районе, недалеко от Новодвинска. Мехколонна №88 к тому моменту уже ушла в свободное плавание, так как трест «Севзапэлектросетьстрой» развалился. Ну а я в итоге проработал, получается, на одном месте ровно 30 лет... и шесть месяцев. И практически все это время трудился на благо своего родного Северо-Западного региона – здесь все объездил. Слишком далеко от дома, как мои товарищи по работе, не катался. Самые дальние командировки – в Республику Коми, да в Ненецкий автономный округ. Поездка в Нарьян-Мар в 2012 году интересная получилась. Там линию электропередачи до поселка Красный вели, уже много опор понаставили. И тут из Москвы большой начальник приехал под какие-то федеральные выборы. С ним, естественно, свита, руководство округа, куча журналистов. Заставили снимать сюжет о том, что вроде как первую опору закладывают. Я тоже в этом шоу поучаствовал – дырку на столбе сверлил под крюк. Телевизионщики весь процесс снимали.


Помните, как у поэта: «А из нашего окна площадь Красная видна…» Из окна дома линейщика Сергея Павловича Мышова видна собранная его руками опора ЛЭППомните, как у поэта: «А из нашего окна площадь Красная видна…» Из окна дома линейщика Сергея Павловича Мышова видна собранная его руками опора ЛЭП


А вон, смотрите, у меня за огородом какая красавица высится! И не поверишь ведь, что это линия – обычная «десятка» (напряжением 10 кВ). Собирал ее в 1999 году. У меня как раз дочка родилась. Семья тогда в городе жила, а я здесь у сестры вахту держал (смеется). Встанешь утром, умоешься, позавтракаешь и на работу пешочком. Красота! Это переход двух цепей линии электропередачи 10 кВ в габаритах 110 кВ через Северную Двину. Первоначально провод по воде пустили. Но потом у них там один «крякнул», а другой уже тоже «на подходе» был. Решили ставить воздушку. Там дальше уже обычные бетонные опоры высотой 11 метров.

В деревню мы с супругой Галиной переехали 7 лет назад. Живем здесь и зимой, и летом. Жена хоть и городская, но ей нравиться здесь. Двух дочек вырастили. Внучке шесть лет. Дети в городе живут, периодически приезжают в гости.

На работу звали несколько раз. В Котлас как-то просили съездить, даже уже и не помню с какой целью. Отказался – наездился в свое время. Потом позвонили и предложили: «Сергей Павлович, а вы не желаете покраской опор заняться?» В феврале месяце! «Нет, не хочу», – ответил. Зачем мне все это? Мне нравится моя нынешняя жизнь – тихая, спокойная, в родных местах, на берегу Северной Двины. Здесь жили мои предки, здесь покоятся мои родители, здесь прошло мое детство, и здесь я, как говорится, теперь отдыхаю от трудов праведных.


Наставник и его ученик — Владимир Миронов и Сергей МышовНаставник и его ученик — Владимир Миронов и Сергей Мышов


Пальцем... в Архангельск

На следующий день отправляемся с Владимиром Анатольевичем уже на другой, левый, берег Северной Двины – в район города Новодвинск, недалеко от которого расположен дачный кооператив «Автомобилист». Там нас ждет еще один ветеран Мехколонны №88 Яков Каленикович Мулярчик.

Почти полвека за баранкой большегрузного автомобиля провел Яков Каленикович МулярчикПочти полвека за баранкой большегрузного автомобиля провел Яков Калейникович Мулярчик

Родился я в январе 1949 году в Белоруссии в Брестской области в деревне Симоновичи, – погружается в воспоминания Яков Каленикович после встречи гостей и последовавшей за этим чайной церемонии. – Время было послевоенное и в лесах все еще бродили разного рода темные личности – там и бывшие полицаи, и прочие криминальные элементы. Наш дом находился на окраине деревни и, как потом рассказывал отец, бандиты часто стучались в окна и просили поделиться продуктами. Выбора у родителей не было, ведь в доме были дети, так что несколько раз кормили незваных гостей. Потом кого-то из преступников поймали, и они рассказали, кто и когда им оказывал помощь. Я даже помню, как отца забрали, хотя мне было всего-то годика четыре. Был какой-то весенний праздник, возможно Пасха, мы сидели за столом. К воротам подъехала машина и из нее вышли три человека в темно-синих шинелях. Папу увели, и потом мы узнали, что за пособничество бандитам его осудили на 25 лет. Просидел он, правда, всего один год – после смерти Сталина его дело пересмотрели и отпустили, видимо, по амнистии. Впрочем, этого года хватило, чтобы круто изменить жизнь нашей вполне благополучной до описанных событий многодетной семьи. Мама заболела, зачахла буквально на глазах и скоро умерла. Из ее четверых детей только самого младшего позволили забрать деду, которому к тому моменту было 80 лет. Остальных разбросали по разным детским домам.

Когда отец вышел на свободу, его ждал только разграбленный, полуразрушенный дом. Забирать детей было, по сути, некуда. В итоге я до 15 лет, до окончания восьмилетней школы, так и жил в детдоме. Ездил в родную деревню в гости к отцу, он ко мне приезжал. А после получения аттестата мне выдали свидетельство о рождении, две смены белья, 10 рублей «на первое время» и отправили во взрослую жизнь. Можно было вернуться в Симоновичи к отцу, но в плане работы там особо делать было нечего, а потому я отправился в ближайший от деревни город – Дрогичин (до Симоновичей всего 10 километров). Снял жилье, устроился на работу мастером по ремонту бытовой техники и остекления окон. Поступил в вечернюю школу. В учебном заведении я был, наверное, самым юным – вокруг дядьки по 40, а то и по 50 лет. Многие из них уже занимали высокие посты, были директора совхозов, председатели колхозов и даже начальник участка железной дороги. В общем, люди с богатым опытом, но без образования. Отучился в вечерке три года, а потом на гулянке по случаю получения документа о среднем образовании старшие товарищи начали обсуждать, куда бы отправить молодого (меня, то есть). Кто-то даже предлагал место в своем совхозе. Но я тогда попросил атлас Советского Союза, закрыл глаза и ткнул пальцем наугад. Честно скажу, хотел в Сибирь попасть, но палец указал на город Архангельск. Делать нечего, уговор есть уговор, через несколько дней взял билет и на поезде отправился на берега Северной Двины. И случилось это в июне 1967 года. Вышел на вокзале и буквально сразу увидел на стене объявление: «Требуются рабочие». Обратился к первой попавшейся старушке: «Как доехать до этого адреса?» «Садись, – говорит, – сначала на автобус до такой-то остановки, потом на трамвай, сначала на один, затем на другой...» Добрался в итоге до нужного завода без приключений, зашел в кадры. Меня спросили, какой специальностью владею. Сказал, что мастер по ремонту того-то и того-то. «Нам такие не нужны, – был категоричный ответ. – Нам нужны рабочие». Бегать искать по городу работу мне не хотелось, а потому согласился на рабочего. Немаловажным было и то, что сразу пообещали дать место в общежитие. Вот так я и стал работником ЛДК №1 («Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат №1», сейчас – «Лесозавод 25»). Сначала просто доски грузил, потом назначили помощником рамщика – пиломатериал на экспорт готовили. Парнишка я был смышленый и, когда наставник показал, как пилы выставлять, все запомнил и потом его часто замещал. А скоро на одном из потоков один из рамщиков загулял, в итоге целая бригада без работы осталась, а план надо давать. Ну мне мастер и говорит: «Давай, Яков, выручай!» Ну я неделю и стоял на потоке. Начальство увидело, что могу работать самостоятельно, ну и все – пять последующих лет рамщиком трудился. В передовиках ходил, до 6 разряда дослужился. Мой портрет и на заводской Доске почета висел, и на областной. Потом у нас с мастером конфликт вышел, а я к тому моменту как раз закончил курсы водителей... Ну и ушел в Автотранспортное предприятие №3 (АТП-3), в то время одно из лучших в Архангельске. В 1972 году это случилось. Работал на немецком автомобиле IFAW50, самосвале с небольшим прицепом. Очень мне нравилась эта машина. А отправили меня на строительство дорог. Хороших асфальтированных дорог тогда в окрестностях Архангельска почти не было. Вот представьте: до поселка Березника меньше 300 километров, а нам командировку давали на неделю, потому что из-за состояния дороги добраться туда быстро было невозможно. А в 1978 году на предприятие пришли КАМАЗы и мне, как одному из лучших водителей, выдали новый автомобиль и назначили на межгород. По сути, дальнобойщиком работал. Почти 15 лет колесил по дорогам нашей необъятной страны. Где только не был! Даже в Среднюю Азию ездил. Что возил? Да все, что закажут: и материалы разные, и оборудование, и авиационные запчасти и т.п. В то время впервые столкнулся с Мехколонной №88 – доставлял на объекты металлоконструкции, фундаменты, изоляторы, провод, другие материалы для строительства ЛЭП. Сперва на заказах от АТП с электросетевиками работал, а в 1992 году перешел в архангельскую Мехколонну №88 треста «Севзапэлектросетьстрой» уже на постоянку.

На так называемой «шаланде» (автомобиль-тягач с открытым полуприцепом, имеющим откидные борта) работал. И на Калининскую атомную станцию ездил и на строительство переходов через Северную Двину возил материалы, технику и оборудование. А в 1997 году попал в группу специалистов, которых отправили в Санкт-Петербург на учебу. Готовились к большому проекту – протяжке волоконно-оптической линии связи через всю Сибирь до Дальнего Востока. Учили нас в том числе и обращаться с натяжными и тормозными машинками Tesmec, которые тогда были для нас в новинку.

Почему меня, водителя, взяли на в общем-то несвойственную для моей специализации работу? Ну, во-первых, я сам вызвался. Времена тогда были не сказать, чтобы богатые на заказы в электросетевом строительстве. Заработки соответственно не очень большие. А здесь серьезный федеральный заказ с хорошим финансированием. Ну, а во-вторых, наши начальники понимали, что монтажники ведь только и умеют, что по проводам лазить, как обезьяны (смеется, глядя на присутствующего при разговоре Владимира Анатольевича Миронова), и им в противовес нужны были люди с техническим складом ума, которые устройство того же двигателя знают, как свои пять пальцев, и при необходимости могут ремонт произвести.

Ты еще добавь третье: что с тогдашним начальником Мехколонны №88 Львом Алексеевичем Тарасевичем вы земляками были, вот он и отправил тебя на высокооплачиваемый проект, – тоже улыбкой парирует Владимир Анатольевич.

Как бы то ни было, но, отучившись в Питере на курсах, мы отправились в Сибирь, – продолжает Яков Каленикович Мулярчик. – Попал в бригаду к Николаю Константиновичу Воронову, на первом этапе мы кабель с Тайшета тянули, практически с того места, где Байкало-Амурская магистраль начиналась. Затем дальше на Восток продвигались. Был период, когда прямо на берегу Байкала жили, в каком-то санатории. Веселое время было, интересное. Всегда вспоминаю с особой теплотой эту командировку. Наш бригадир Николай Воронов, монтажник от Бога, мы под его руководством такие чудеса творили, которые вряд ли кто может повторить. По три протяжки за раз делали – 18 километров! Начальником участка у нас был Александр Александрович Тульцев. Я и на натяжной, и на тормозной машинках работал, в паре с Сашей Матроскиным (это мы его так звали, фамилию не помню). На верхотуру тоже лазил...

Да он метровый ролик мог один на 50-метровую опору затащить! – вновь вступает в разговор Владимир Анатольевич Миронов. – Там вдвоем то непросто было, а Яша один. Вот силища была!

Когда мы на ВОЛС броню ставили на муфты, я много по опорам полазил, – подхватывает Яков Калейникович. – Это защита от дураков-охотников. Эти ребята просто-напросто отстреливали оборудование от делать нечего: «Попаду-не попаду». А оборудование дорогое, американского производства, менять его это ж целое дело. Вот и приходилось после установки кабеля, ехать по линии специально и броню ставить на самые уязвимые места.

В общем, отработал я два сезона на оптике, а, когда объемы снизились, руководители треста «Севзапэлектросетьстрой» вызвали меня в Питер. Перевели в Мехколонну №6 и выдали здесь новую «Ниву», а потом еще «Газель». Возил начальников по строительным объектам. Тогда в самом городе много строили. Но работа на маленьких машинках мне скоро наскучила. Ну не мое это! К тому же устал по общагам мотаться, жить вдали от семьи. Женился, кстати, я рано, когда на ЛДК рамщиком работал, 20 лет мне было. Сына и дочь с супругой вырастили. В общем, после очередного отпуска попросился обратно в Архангельск, в Мехколонну №88.

Здесь мне дали машину неисправную под восстановление, но, как только я ее начал ремонтировать, отправили в командировку на объект, который находился в 40 километрах от Коноши, – там линию реконструировали. Задача была «оживить» и забрать оттуда тягач «Урал». Его водитель скоропостижно скончался, а машина несколько недель стояла на морозе (дело зимой было) – естественно, все агрегаты перемерзли. Пришлось повозиться несколько дней. Приехал на «Урале» на базу, а мне и говорят, что теперь на ней и буду работать. Тот автомобиль, который я начинал ремонтировать, к тому моменту распродали по запчастям. Ну и все: принял «Урал» с тралом, возил на нем технику (бульдозера, экскаваторы) на строительные участки – в основном по Архангельской области, но были командировки в Мурманскую область, в Карелию. Приезжал на объект, разгружался. Если нужно было тут на месте еще что-то привезти (металл, провод, еще что-то) оставался, если нет – разворачивался и домой. Трал в Мехколонне №88 был только один, а строительных участков много, так что работы хватало.

Потом компания приобрела новый КАМАЗ и на нем я продолжал кататься по дорогам России до 2018 года. На пенсию официально ушел в 55 лет, а работать продолжал до 70-и. Общий стаж в итоге более 52 лет, почти полвека за рулем. При мне произошел и развал треста «Севзапэлектросетьстрой» и упадок Мехколонны №88. Мехколонна, в которой работало более 200 человек, превратилась в небольшую частную фирму с совсем небольшим штатом – насколько знаю, сейчас там лишь 8 сотрудников. Мощная база, в которой было все необходимое для успешной работы, была распродана. Когда уходил, начальство просило остаться, но на автомобиле же не только ездить нужно, за ним еще и следить нужно, обслуживать, ремонт делать, а в 70 лет это уже совсем не просто делать. Говорил механику, ищи молодых ребят, я, пока еще есть силы, буду помогать, но содержать дополнительный персонал фирме оказалось не по средствам.

В итоге вот уже пять лет как я на заслуженном отдыхе. Живу большую часть времени на даче. Конечно, первое время скучал по работе, но потом как-то привык.

Интересные случаи в дороге? Да почти в каждой командировке что-то нестандартное происходит, но все как-то по мелочи. В Коми вот, помню, мы в поселке Варандей на берегу Печорского моря строили линию электропередачи вдоль газовой трубы. Я 40-тонный экскаватор «Хитачи» вез. Поднимаюсь вверх по зимнику на гору и даже не ведаю, что меня там ждет. А там пробка – машины встали, кто-то забуксовал. «Вольво» стоит, «Мерседес», еще какие-то грузовики. А я знаю, что, если сейчас встану, то полечу оттуда вниз. Как удалось их по горке всех объехать, до сих пор удивляюсь. «Хитачи» давит вниз 40 тонн, обеспечивает хорошее сцепление с дорогой. Я экскаваторщику сразу сказал, что, если пойдем вниз, открывай дверь и прыгай. Кстати, перед подъемом зимой большегрузу лучше встать и постоять немного, чтобы резина остыла, так сцепление с поверхностью будет лучше. Ну а вообще КАМАЗ, на котором мы тогда передвигались, очень хорошая мощная машина – двигатель 380 лошадиных сил.

Между прочим, технику вязать (крепить) на трале – это целое искусство. И это обязанность водителя. В нашем случае мы корабельными якорными цепями пользовались.

Что касается графика доставки груза, то регламентировали у нас только время отправления и время прибытия. А как ты поедешь, когда и где будешь отдыхать, никому не интересно. Летом можно было по ночам ехать, а днем в самую жару заехать в тенек и поспать. Особых мест для отдыха и питания, когда я работал уже в тресте «Севзапэлектросетьстрой», не было. Ночевал в кабине. Находишь возле дороги местечко, где никому мешать не будешь, и отдыхаешь. Зимой включишь на КАМАЗе подогреватель – он масло греет, печку гоняет. Двигатель не работает, а в кабине тепло.

Я однажды от Архангельска до Питера за сутки доехал, представляете. Подарки вез на Новый год работникам – рыбу, мясо, колбасы, консервы разные и т.п. Выехал с берегов северной Двины в 6 утра, а на следующий день в 7 утра был уже на берегах Невы. 1600 километров проехал! Ну люди же ждали, не мог я праздник им испортить.


Яков Мулярчик и его верный защитник и друг, помесь хаски и волкаЯков Мулярчик и его верный защитник и друг, помесь хаски и волка

С тех пор как Яков Мулярчик и Владимир Миронов вместе ездили покорять Сибирь по проекту ВОЛС, прошло уже более четверти векаС тех пор как Яков Мулярчик и Владимир Миронов вместе ездили покорять Сибирь по проекту ВОЛС, прошло уже более четверти века


В качестве послесловия

Ну что запускай свой диктофон, – скомандовал легендарный Комбат Мехколонны №88 в миру Владимир Анатольевич Миронов, после того как мы отъехали от дома Мулярчиков и взяли курс на Архангельск. – На чем мы там остановились? Ребят вот повидали, послушали. Теперь я продолжу рассказ о житье-бытье строителей электросетевиков в нашем северном краю.

Статья о Владимире Анатольевиче Миронове вышла 25 ноября 2023 года на сайте архангельской газеты «Правда Севера».

Владимир Миронов: «В эти два дня я словно вернулся в годы своей молодости»Владимир Миронов: «В эти два дня я словно вернулся в годы своей молодости»

Заключительным аккордом архангельской командировки стало посещение Музея деревянного зодчества «Малые Корелы»Заключительным аккордом архангельской командировки стало посещение Музея деревянного зодчества «Малые Корелы»

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Андрей Семакин