15.09.2017 11:10

«Душа народа» родом с Соловков

Картина Нестерова «Молчание» написана на Соловках

В эпоху наиболее активного паломничества на Север в конце XIX-начале XX веков Архангельскую губернию посетили 40 художников

По мотивам северных поездок ими было написано около 400 работ. Художники, о которых пойдёт речь, имели возможность перемещаться по всему миру. Но вернувшись домой, в Россию, уже известными мастерами, они отправлялись путешествовать по нашему северному бездорожью, в самые отдалённые деревни и сёла. Здесь, у истоков чистой национальной культуры, каждый из них как откровение переживал чувство жгучего сродства со всем исконно русским: землёй, историей, мудростью и красотой.

Всё начиналось с поездки на Север в 1894 году Саввы Ивановича Мамонтова, строителя северной железной дороги. Вместе с ним поехали художники Валентин Серов и Константин Коровин, они посетили Архангельск, Мурман, Норвегию. Путешествовали по рекам Сухоне и Северной Двине.

В то время Серов был уже известным художником, автором «Девочки с персиками» и «Девушки, освещённой солнцем». Страстный любитель животных, особенно лошадей, Серов увлечённо писал и рисовал оленей, то свободно стоявших на берегу, то в упряжке, вот-вот готовых в путь. Вдвоём с восторженным Коровиным они упивались работой, прекращая её только для прогулок по тундре в поисках новых сюжетов. Сама северная природа, богатая оттенками и полутонами, лишённая внешнего блеска, располагала к углублённому восприятию натуры, развивала лучшие черты творчества художников. Этюдов, привезённых Серовым и Коровиным с Севера, было очень много. Здесь были этюды архангельской тундры, Ледовитого океана, архангельских портов, ловля рыбы на Мурмане.

Север открывал новую грань в творчестве молодого живописца Абрама Архипова. Он перешёл от крестьянских жанровых полотен к северным пейзажам. Но они внутренне близки героиням его картин, о которых поэт сказал «Есть женщины в русских селеньях»… Архипов создал образ северной деревни, полный мягкого лиризма и грустной поэзии.

Художественные интересы Василия Верещагина были направлены прежде всего на северную деревянную архитектуру, во всех её деталях и подробностях. Художник оставил большое количество этюдов северных церквей, хранящихся сегодня в музейных собраниях страны. К числу его лучших северных работ относится «Внутренний вид церкви в селе Пучуга» (Государственный Русский музей). Свои впечатления от поездки по Северу Верещагин изложил в книге «На Северной Двине. По деревянным церквям». Москва. 1895 год.

Игорь Грабарь был одним из организаторов и руководителей охраны памятников архитектуры. Человек, который своими руками обмерил и зарисовал сотни церквей и колоколен.

Во время поездки на Север Грабарь выполнил ряд подцвеченных акварелью рисунков деревянных построек и архитектурных ансамблей, картину-панно «Городок на Северной Двине». И множество альбомных зарисовок. Среди них, пожалуй, самой интересной, по необычному полуграфической-полуживописной манере оказалась акварель «Погост в Пермогорье», 1903 г. (Закарпатская картинная галерея). Шесть акварелей этого цикла были выпущены в издательстве «Общины Святой Евгении» в виде «открытых писем».

Для художника Ивана Билибина, увлечённого поисками красоты в культуре допетровской Руси, путь на Север был неизбежным и вполне естественным. Изучая древние пелены, и в особенности иконы Строгановского письма, северный народный орнамент и лубок, художник создаёт свой «билибинский» стиль, получивший признание во всём мире. Обладая способностью из этнографически точных деталей создавать волшебный мир, Билибин остаётся художником-сказочником. В графических произведениях, созданных после экспедиций на Север, он с большой изобретательностью и вкусом использует мотивы народных орнаментов-кружев, вышивки, золотого шитья и резьбы по дереву.

Билибин иллюстрирует русские народные сказки и былины. Здесь, на берегах Онеги и Белого моря, дольше, чем в других местах жили старинные сказания. Образы Древней Руси и студёного Севера причудливо переплетаются у Билибина с образом далёкой Индии. Так, индийский город, в который входит дружина Вольги, обнесён стенами, очень похожими на стены Соловецкого монастыря.

По эскизам, сделанным в Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерниях, Билибин создаёт ряд портретов северных красавиц в праздничных нарядах для серии открыток «Северные женские наряды», выпущенных «Общиной Святой Евгении».

Поиски дивной тишины в русской природе и мудрой кротости в людях были заветными устремлениями Михаила Нестерова. Несомненно, эти устремления привели художника на Север, в Соловецкий монастырь в 1901 году. Наблюдая жизнь монахов Соловецкой обители, художник пишет: «…Это был народ крепкий, умный, деловой. Они молились Богу в труде и работе. Из этого народа попали ко мне на картину «Святая Русь» несколько более или менее примечательных. Двое из них стоят в «Мечтателях» («Белая ночь на Соловках»). Кое-что попало в большую картину «Душа народа».

Одним из самых замечательных произведений, повествующих о жизни монахов на Соловках, стала картина «Молчание» (Государственная Третьяковская галерея), написанная в 1903 году. Двое монахов, молодой и старый, в лодке удят рыбу. И чутко внимают Светлому миру вокруг. Здесь, как и во многих произведениях мастера, звучит тема органичной связи верующего человека с природой. Позже эта же идея будет отражена в картинах «Лисичка», «На земле мир и в человецех благоволение».

Создавая своё монументальное произведение «Святая Русь», художник вводит соловецких знакомцев, мальчика-монашка и старика в шапке-ушанке. На международной выставке в Мюнхене за эту картину в 1909 году художнику была присуждена золотая медаль первой степени.

В 1914–1916 годах Михаил Нестеров создаёт новый вариант «Святой Руси» и даёт ему другое название – «Душа народа». Вдоль берега реки движется толпа «на пути ко Христу». Здесь люди всех сословий. Вся эта лавина людей движется, следуя за мальчиком. По замыслу именно образ ребёнка должен стать воплощением души народа. И в этой своей итоговой картине художник находит место персонажам, увиденным на Соловках. Так, в облике шествующего рядом с патриархом сквозят черты рыжеволосого, рыжебородого соловецкого монаха.

– Для всякого русского художника ознакомление с Севером имеет громадное значение. Это его Рим. Это главное место его художественного образования, – писал Иван Билибин.

Не потому ли и сегодня со всех концов России едут и едут художники на Север, как паломники к святыням, припадая к чистым истокам отечественной культуры?

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СИДОРОВА