Цветущую сакуру, заснеженные вершины Фудзи и красавиц-гейш можно будет увидеть на ксилографиях, представленных на выставке «Картины ускользающего мира».
Её название выбрано не случайно: «картинами ускользающего мира», или по-японски «укиё-э», называли графику эпохи Эдо (XVII — первая половина XIX вв.) со сценами из жизни горожан, портретами гейш, актеров театра кабуки и изображениями птиц и цветов.
Это понятие заимствовано из дзэн-буддизма и подчёркивает эфемерность исчезающих мгновений и умение наслаждаться сиюминутным в быстро утекающей реке времени. И хотя цветная гравюра не была распространена в странах Дальнего Востока, в Японии она была необычайно популярна: ею украшали интерьеры домов, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и — цитируем музейщиков — «весёлых» кварталов.
Как сообщила куратор выставки, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Валерия Зиновьева, в экспозиции будут представлены около 60 цветных оттисков гравюр — ксилографий, большинство из которых относятся к XIX веку.
«Картины ускользающего мира» — это совместный проект музейного объединения с петербургским арт-центром «Арт-Банк».
— Для нас долгожданная удача увидеть выставочный проект «Картины ускользающего мира» в Архангельске, маршрут которого уже расписан до 2021 года! — сказала Валерия Зиновьева. — Проект интересен тем, что он раскрывает не только имена японских художников, большей частью не известные нам, возможно, за исключением уникального Кацусика Хокусая, но и рассказывают об изобразительном искусстве Японии в целом.
Открытие выставки состоится 27 октября в 17:00 в Архангельском музее художественного освоения Арктики, а с 28-го экспозиция будет готова принимать посетителей.