16.09.2017 18:31

К 85-летию Архангельского драмтеатра: Шедевр конструктивизма

Здесь играла Раневская

В 1932 году в новом театральном здании спектаклем «На дне» по пьесе Максима Горького открыл свой первый сезон Большой драматический театр

«Спектакль идёт, но театра ещё нет»

Сегодня вспомним, как строился шедевр конструктивизма – здание Большого драматического театра в Архангельске. В начале 30‑х шли долгие споры о месте его строительства. Решили строить театр на месте кафедрального собора. Предполагалось, что театр должен стать храмом культуры.

Во время строительства не хватало материала, поэтому в ход пошли старинные кирпичи Михайло-Архангельского монастыря. При реконструкции театра в 1964–1967 годах и 2001–2009 годах эти кирпичи сохранили, и теперь одна из стен сцены полностью выложена кирпичом XVIII века.

Итак, без особой техники, вручную, за девять месяцев было возведено здание театра на 1860 мест, высотою 32 метра и шириною 74 метра. Журнал «Социалистический Север» за 1931 год писал по этому поводу: «Спектакль идёт, но театра ещё нет», и восторгаясь размерами зала, сообщал читателям, что «…по боковым пролётам можно пропустить автомобиль или конницу».

Нынешний главный зал Архангельского драматического театра вмещает 1197 зрителей. Это, пожалуй, самый большой театр на севере России. Сцена, зрительный зал, фойе театра, театральные цеха оснащены по последнему слову техники. Всё это позволяет воплощать самые смелые фантазии режиссёров: формировать трёхмерные проекции, шумовые эффекты, создавать сложные декорации, расширять сценическое пространство, использовать зрительный зал во время игры, как в спектакле «Гроза», и наоборот, превращать сцену в зрительный зал, как в спектакле «Царь Эдип. Прозрение».

Конечно, главное в театре – не здание, а труппа. И нашему театру есть кем гордиться. Здесь работал народный артист СССР Григорий Белов, начинали свою театральную карьеру народные артисты РСФСР Татьяна Еремеева, ведущая актриса московского Малого театра, Владимир Ратомский, известный актёр театра и кино, в театре служили народный артист СССР Сергей Плотников, народный артист РСФСР Борис Горшенин, заслуженные артисты РФ Василий Каленчук, Клавдия Кулагина, Татьяна Гончарова.

Сегодня на сцене театра играют люди разных поколений. Это ведущие мастера – заслуженные артисты Российской Федерации, лауреаты премии имени народного артиста СССР Сергея Плотникова, а также молодые, талантливые актёры. Архангельский театр становится творческой лабораторией для известных режиссёров и художников из театров Москвы и других городов России.

Чем будем удивлять?

85-й сезон в театре уже окрестили «сезоном просвещения». Начнётся юбилейная программа 24 сентября с проекта «Тет-а-тет». Знаменитые артисты театра и кино встретятся со зрителями с глазу на глаз. Моноспектакли, поэтические чтения, диалоги с публикой… Общение тет-а-тет – это самый рискованный жанр, на который способен только непревзойдённый мастер сцены.

Первым в рамках проекта выступит народный артист РФ Валерий Баринов. Звезда театра и кино представит публике программу в двух отделениях: музыкальный моноспектакль «Метель» по одноимённой повести Пушкина и поэтическую программу «Я любил и я изведал». А уже через месяц народный артист РФ Евгений Князев выступит с моноспектаклем «Борис Годунов» по пушкинской драме. Оба представления пройдут под сопровождение симфонического оркестра, который архангельский дирижёр Владимир Онуфриев соберёт специально для этого проекта.

Настоящим подарком для архангелогородцев станет фестиваль «Оперные сезоны» (21–24 ноября). В Архангельск приедет в полном составе «Санктъ-Петербургъ Опера» под руководством одного из лучших оперных режиссёров страны и мира Юрия Александрова, это более 100 человек: артисты, музыканты, костюмеры, гримёры, постановочная группа. Театр исполнит на языке оригинала в сопровождении оркестра три оперы: «Риголетто» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Евгений Онегин» Чайковского. Такого в Архангельске не было с советских времён.

«Новый императорский театр» из Санкт-Петербурга приедет в Архангельск со спектаклем «Лебеди» по пьесе Науманна «Лебеди капитализма». Архангельский театр драмы ждут обменные гастроли с Сыктывкарским академическим театром имени Савина. Тур в столицу Коми стал возможным благодаря привлечению финансирования в сумме одного миллиона 300 рублей из федерального центра поддержки гастрольной деятельности. Архангельский театр драмы повезёт в Сыктывкар спектакли «Царь Эдип. Прозрение», «Принцесса Турандот», «Искусство», «Волшебная флейта», артисты сыктывкарского театра сыграют на нашей сцене «Дорогая Памела, или Как пришить старушку», «Утиная охота», «Ханума», «Сказка про чудесное огниво».

И, конечно, зрителей ждут собственные премьеры Архангельского драматического. Знаковая – «Последнее искушение Михайло Ломоносова».

– Эта пьеса специально написана для Архангельского театра драмы – для театра, который стоит на земле Ломоносова, для людей, в которых течёт толика ломоносовской крови. Когда я работала над пьесой, мне хотелось уйти от пафоса, уйти от представления Ломоносова как памятника. Нужно было сломать стереотипы, показать Ломоносова живым, – объяснила Анастасия Экарева, автор пьесы, московский драматург.

Официальное открытие театрального сезона в Архангельском театре драмы состоится 30 сентября премьерным спектаклем «Амфитрион» – сцены из жизни богов и людей, который с аншлагом торжественно закрыл прошедший сезон.

________________________________________________________________________________

Здесь играла Раневская

Архангельский театр драмы – прямой наследник и преемник богатой театральной культуры Архангельска

Мало какой город может похвастаться более чем 300-летней театральной историей! Предшественником театра драмы имени Ломоносова был городской театр, который набирал актёров на зимние и летние сезоны. В начале ХХ века в Архангельске работало два летних театра: в Гагаринском сквере – ныне Петровский парк, и в Александровском саду – ныне стадион «Динамо». В летний сезон 1926 года в деревянном летнем театре в Гагаринском сквере играла молодая Фаина Раневская. Зрители запомнили её в роли Пошлепкиной («Ревизор») и тётки Карандышева («Бесприданница»).

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Екатерина ТЕНЕТОВА, пресс-секретарь Архангельского областного театра драмы имени Ломоносова. При подготовке использованы материалы книги «Театральный Архангельск» Юрия Угарова