13.10.2017 14:18

Первый пассажир «Васьково»: «Помощь приходила в нужную минуту»

Борис Егоров, в то время председатель рыбколхоза «Северный рыбак», был первым пассажиром нового аэропорта «Васьково»

В начале октября исполнилось 35 лет с открытия аэропорта «Васьково»

Борис Егоров, директор Литературного музея, был первым пассажиром, который отправился в рейс с нового аэропорта.

В память об этом событии у него уже 35 лет хранится модель устремлённого в небо Ту-144 с надписью «Первому пассажиру аэропорта «Васьково». 6 октября 1982 года».

Борис Михайлович так вспоминает об этом событии:

– Я тогда работал председателем рыболовецкого колхоза «Северный рыбак» в деревне Зимняя Золотица. Летали туда «аннушки» с Кегострова. И можно представить, как добираться до Кегострова, особенно в распутицу и зимой. Приходилось идти да аэропорта пешком, тащить груз.

И вот новость – открывается аэропорт «Васьково», теперь «аннушки» будут летать оттуда. Конечно, это было гораздо удобнее – добираться до аэропорта можно автобусом. И так получилось, что в тот день, когда мне надо было лететь в Зимнюю Золотицу, проходило торжественное открытие аэропорта. Мне тоже было интересно посмотреть на это историческое событие, но не рассчитал время в пути, опоздал, собрание уже началось, и я не пошёл. Сел в зале ожидания, где кассы, сижу, жду, пока всё закончится. Раздался шум, торжества закончились, открылась касса. Передо мной уже стоял мужичок, но он оказался пьяненьким, и кассирша категорически отказалась продавать ему билет. И получилось, что первый билет после торжественного открытия аэропорта она продала мне.

И тут подходит Валентин Пролетарский, который освещал это событие, и говорит: «Ты – первый пассажир. Давай интервью возьму». Я отвечаю, что как‑то неловко, может, у кого‑то другого спросишь. А он и говорит: «Боря, ты что – тебе подарят самолёт как первому пассажиру». Ну если самолёт подарят, тогда ладно. Дал я ему интервью, сказал, что новый аэропорт – для нас подарок, это открывает нам новые возможности. Валентин не обманул, после интервью самолёт, и правда, подарили, он у меня хранится как дорогая память.

А вообще, наша жизнь на побережье без авиации была невозможна. Во втором авиаотряде, с которым мы тесно сотрудничали, работали не просто высококлассные специалисты, но и отзывчивые люди, которые понимали, насколько важна их помощь. И она приходила в нужную минуту. Например, началась зверобойка, двигатель сломался у трактора, тут же новый доставили на вертолёте. Нужен трактор? И трактор доставляли – на «шестёрке». И почту возили, и продукты зимой доставляли и разные нужные грузы. Мало что случится, кто заболеет – снова же к нашим небесным спасителям. Однажды мы попали в большую передрягу – ловили щуку на Товских озёрах, мы её потом сдавали государству, но началась распутица. Мы чуть было там не погибли, но нас сняли вертолётчики.

Вспоминается такой момент – подружились мы с геологами, заключили договор – нам нужны были горючее и запчасти, им – свежие продукты. А как сделать такой обмен? Только с помощью малой авиации. А ещё тогда в Золотице не было телевидения, и аппаратуру для телевышки тоже доставили на вертолёте – так нас приблизили к цивилизации.

И еще об одном важном случае хочется сегодня рассказать. Это было, когда я уже вернулся в Архангельск. Тогда епархию возглавлял владыка Пантелеимон. Зная мои хорошие отношения с пилотами второго авиаотряда, попросил помочь договориться установить маковку на Артемие-Веркольском монастыре.

Это событие произошло 12 декабря 1991 года. Работа была очень сложная. Вертолёту надо было войти в плотно окружённое домами и деревьями пространство, поднять обхваченную стропами маковку на 70-метровую высоту и точно посадить её на приготовленное для неё место на крыше Успенского собора Артемие-Веркольского монастыря. Владыка Пантелеимон сказал: «Всё получится с Божьей помощью» и перекрестил вертолёт. И вертолётчики с ювелирной точностью проделали эту работу. Мы тогда это восприняли с удивлением, как чудо. Но, думаю, что всё, что делали пилоты, они делали с Божьей помощью – так важна была их работа.

И до сих пор у меня очень трепетное отношение к людям этой профессии, к специалистам второго авиаотряда, и мне приятно, что пусть и случайно, как пассажир я стал участником важного события – открытия аэропорта «Васьково».

«В первый день в «Васьково» совершили посадку пять самолётов»
Пилоты, которые первыми опробовали новую взлётно-посадочную полосу, вспоминают, как это было

Анатолий Безобразов: 

– Мне посчастливилось быть одним из пилотов самолёта, совершившего первую посадку в аэропорту «Васьково». Для меня это был самый короткий рейс. Мы взлетели с Кегострова по маршруту до Пертоминска, а приземлялись уже в Васьково. Метеоусловия были хорошие, загрузка самолёта была полная. Безусловно, взлётно-посадочная полоса аэропорта не была для нас в новинку. До этого мы отрабатывали взлёт-посадку в рамках тренировочных полётов. Пожалуй, было волнительно, но всё прошло хорошо.

Михаил Кабринский: 

– Я пришёл в профессию сразу после окончания лётного училища в 1976 году. И мне повезло, что я попал в команду настоящих профессионалов. Поэтому, когда 35 лет назад впервые наши самолёты садились в новом аэропорту, никто не сомневался, что всё пройдёт в штатном режиме. В тот день на взлётно-посадочную полосу совершили посадку сразу пять самолётов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала Ирина СОСНОВСКАЯ