15.10.2017 16:19

Архангельский учитель физики побывал на Большом адронном коллайдере

Борис Павлович Шокин
Борис Шокин во время посещения Большого адронного коллайдера

Борис Павлович Шокин, заслуженный учитель России, лауреат областной общественной награды «Достояние Севера» пятьдесят лет проработал учителем физики.

С Борисом Павловичем мы встретились у него дома. Первый год за последние полвека он не спешит на уроки, можно поговорить не торопясь.

Натуральная философия

– Борис Павлович, просто не могу не спросить про фундаментальное открытие в физике – это гравитационные волны, за него присудили Нобелевскую премию. Вы научные открытия в области физики отслеживаете?

– Отслеживаю. Но это серьёзная наука…

– Но даже на уровне обывателя это интересно. Когда слышишь о деформации пространства и времени, понимаешь, что живёшь в непостижимом мире.

– Эти волны предсказывал Эйнштейн ещё в 1915 году, над их поиском работали с 1985 года, открыли в 2015 году, сейчас вот дали Нобелевскую премию.

– Объясните – в чём основная идея гравитационных волн? Чего их так долго искали?

– А идея была какая: во Вселенной все тела взаимодействуют между собой, в том числе электрические заряды, частицы в атоме, сами атомы и так далее. Как это всё свести в единое целое? Было четыре теории, но хочется из четырёх создать единую, чтобы она объединяла все взаимодействия. И надо было найти – кто является переносчиком этого взаимодействия? Это и есть гравитационные волны.

– И нам, землянам, помогли это понять две чёрные дыры, которые столкнулись более миллиарда лет назад…

– Речь идёт о таких масштабах, что мы никак не можем это ощутить. Это же не петарда взорвалась, и всё видно…

– Но хочется хотя бы как‑то представить…

– Вы верите, что Луна притягивается Землёй?

– Ну на этот счёт у меня все же есть некоторые знания.

– И всё же вы верите в это?

– Да!

– А вы верите, что эти две ложки тоже притягиваются?

– Здесь тоже есть знания… Но, глядя на то, что они никак не реагируют друг на друга, поверить в это сложно. Ведь даже если они годами будут лежать рядом, сами с места не сдвинутся.

– Но они притягиваются! Если в случае с Землёй и Луной силы сумасшедшие, то здесь силы такие, что мы не замечаем. Но они существуют. То же самое можно сказать о других невидимых, поэтому непонятных обычному человеку явлениях.

– Говорят, что физики немного мистики – настолько непостижимые возможности даёт эта наука.

– Что такое физика? Ведь её не существовало. Во времена Ньютона была такая наука, которая называлась натуральная философия. Она объединяла физику, астрономию, математику – другие естественные науки. Потом начали отпочковываться – отдельно физика, астрономия, математика. Физика сейчас тоже раздробилась – механика, электричество, оптика, атомная физика, квантовая, хромодинамика… Где сейчас делают открытия? На стыке наук.

К чему идём?

– Вы неделю провели в Международном центре по исследованиям в атомной физике в Швейцарии, спускались к большому адронному коллайдеру, который и построен, чтобы делать открытия. С помощью его и открыли бозон Хиггса, затратив массу сил и средств. Как учитель объясните, в чём важность этого открытия для человечества?

– Вопрос в чём? Как науке развиваться дальше. Мы идём правильно или нет? Вся построенная ранее теория идёт именно к этой частице. Если мы докажем, что она существует, значит, идёт верным путём. А мы идём к чему? Открытие частицы Хиггса и гравитационных волн ещё раз доказывает, что мы приближаемся к тому моменту, когда возникла вся наша Вселенная, когда произошёл большой взрыв. Приблизиться на время, когда прошли не миллионы лет после него, а доли секунды.

– И всё же невольно возникает вопрос – в практическом смысле человечество как‑то этими открытиями может воспользоваться, кроме, как приобрести новые знания?

– Ленин где‑то в 1917 году сказал: «Электрон не исчерпаем так же, как и атом. А природа бесконечна».

– Это точно Ленин сказал?

– Это точно слова Ленина. Электрон был открыт в 1895 году, аппаратура только появлялась, об атоме и его устройстве только говорили. Какая тогда могла быть польза? Но вот сегодня работает телевизор, значит, всё это существует…

– А как вы попали в Швейцарию?

– Россия – член ассоциации стран, учёные которых работают на коллайдере. Мы имеем право обсуждать результаты, получать информацию. Чтобы эта информация доходила и до обывателя, и до школьника, проводятся несколько раз в году курсы для учителей разных стран, в том числе и из России. К России иногда примыкают учителя из Казахстана, Украины и других бывших советских республик. Но организатором является наш институт в Дубне. Я посылал заявку, прошёл отбор и поехал. Нам неделю читали лекции, проводили экскурсии, показывали, где, кто и чем занимается. Мы были на глубине 80 метров, а сам коллайдер находится на глубине сто метров. Нас туда не пустили, там слишком большая радиация. Там протоны летают со скоростью, близкой к скорости света, в двух направлениях. Надо, чтобы они столкнулись. Есть четыре точки в этой огромной трубе, в которой создан вакуум, где они встречаются. И вот здесь при взаимодействии получается сильное излучение, здесь и рождается частица Хиггса.

О точке отсчёта

– Вы когда почувствовали, что физика это ваше?

– Нет такой точки отсчёта. Случайность. Если вам известно, в шестидесятые годы колхозник не имел никаких прав, не мог получить паспорт. Когда я оканчивал школу, понимал, что мне надо непременно поступить, только тогда получу паспорт. Его также получали те, кто уходил в армию, но мне не позволяло здоровье. Значит, или я поступаю, или стану принадлежностью колхоза. Информацию тогда черпали только из газет. Нашёл статейку про Московский государственный технический университет имени Баумана, решил идти на факультет турбиностроения. Думал, что буду строить электростанции.

– Какие тогда были условия приёма?

– В тот год проводили такой эксперимент – ввели сорокобалльную систему – учитывалась средняя оценка аттестата и плюс сдаваемые предметы. Когда все экзамены сдали, ректор объявил проходные баллы: приезжий школьник – 36, приезжий рабочий – 32, московский школьник – 28, московский рабочий – 26. В итоге я не прошёл. Поехал домой. Мне надо было выходить в Плесецке. В поезде встретил молодую пару, с которой поделился своей проблемой. Спрашивают они у меня – есть кто в Архангельске? Я без билета поехал дальше до Архангельска. А у меня были с собой документы о том, как я сдал вступительные экзамены в Бауманку. Знакомые жили в общежитии мединститута – говорят, что у них и разговаривать не о чем – конкурс десять человек на место. Пришёл в пединститут. Оказалось, что на физмат недобор, зашёл к ректору, показал свои баллы, он сразу мне: «Принят».

Секретарь выдал мне справку, я поехал домой, прихожу к председателю, он от расстройства кулаком по столу: «С кем я работать буду?» Но на следующий день в районе я уже получил паспорт и поехал учиться. Вместо пяти лет учился четыре – родине нужны были педагоги. Потом поехал работать в Тавреньгу, три года в деревне отработал, и сорок семь лет здесь, в Северодвинске – сначала в школе № 19, через семь лет её объединили с физико-математическим лицеем № 17.

– Борис Павлович, можно научить точным наукам ученика, который этого очень хочет, но не имеет ярко выраженных способностей?

– Была у меня ученица с феноменальной памятью. Она очень старалась, но шаг в сторону – её заклинивало. Такая штука случилась на экзамене – первый вопрос, второй – всё идёт хорошо. А задача – никак. Лабораторную работу дал дополнительно, она сделала, другую задачу тоже сделала. А эту – никак. Когда она уже в Бауманке училась, я с ней разговаривал, она говорит: «Если я этого не видела, не решала, бесполезно сидеть и думать».

– Но всё же в Бауманку она поступила…

– Знания у неё были, а вот глубины, понимания не было. Выучить – одно, а понимать – другое. Важно, чтобы они работали своим умом.

Никогда никого не натаскивал

– На протяжении 50 лет ваши ученики поступают в престижные технические вузы, где требуется знание физики. Каким образом вы даёте им эти знания?

– Никогда – ни до введения ЕГЭ, ни после – я не занимался натаскиванием. К ЕГЭ начинал готовить уже в четвёртой четверти, когда материал закончен. А вот на уроках главное правило – выдать теорию путём опытов и практических работ. Физика чтоб была перед тобой! Чтобы ученик видел, что за явление там происходит, тогда будет толк. Не просто выучить, чтобы куда‑то поступить, а чтобы понимать, разбираться.

– Вы видели разную систему образования. Какое время было, на ваш взгляд, для педагогов наиболее продуктивное?

– Особенно продуктивными были девяностые годы.

– Неожиданно.

– Мы были брошены государством, зато никто не мешал – работай, твори, выдумывай, было много творчества. Нам тогда помогали разные фонды, получали гранты – на скольких конференциях я тогда побывал. Лекции нам читали профессора, мы друг с другом общались, обменивались идеями.

– На успехах учеников это сказалось?

– Да, были ребята в 90‑е, которые писали решение задач в журнал «Квант», при этом самых сложных задач, и эти решения публиковались. В 1997 году был выпуск очень сильный – полкласса олимпиадники, они распределились, куда поступать, чтобы не мешать друг другу.

– А потом как складывалась их судьба?

– А уж дальше – тут проблема государства. Бывает, что выпускник имеет диплом серьёзного вуза, а работы нет… Бизнес поглощает многих, но и там не всё просто, бизнес начал, а потом провалился, и не в науке он, и не в деле. Но есть и те, кто миллиардами ворочает.

– Можно добиться успехов здесь, дома, не выезжая в большие города или за границу?

– Мои ученики работают на уровне сдаточных механиков лодок, есть главный механик, главные конструкторы, это очень ответственная работа. Кстати, областной министр здравоохранения Антон Карпунов – мой ученик. Как раз в 90‑е годы школу оканчивал.

– Как у него с физикой было?

– Нормально, с первого захода в мединститут поступил. Там почти весь класс поступил, сильный был класс.

– А сейчас интересно было работать?

– Сейчас, если есть интерес у учеников, развиваться можно – очень много разных олимпиад. Но проблема в том, что чтобы куда‑то съездить – надо найти деньги. Несколько лет назад у меня была подготовлена очень сильная команда, всё лето готовились для участия в международной олимпиаде. Я пошёл в мэрию просить денег, сказали, что поищут, пока искали, «поезд ушёл». Мне потом родители сказали, что сами бы оплатили поездку. Но если бы мне сразу отказали, я бы к ним обратился. А так мы надеялись. И сильные ребята упустили шанс проявить себя.

– Вы в этом году закончили работу в школе. После пятидесяти лет работы ведь не просто уходить… Как решились?

– Когда‑то решаться надо. Нельзя же работать, пока не упадёшь у доски, такие случаи бывали. Лето настраивался, в конце августа написал заявление.

– Вас и других таких же опытных педагогов есть кому заменить?

– Для нашего лицея нашли учителя физики. Но вообще, это большая проблема – ведь восемь лет у нас не готовили преподавателей физики и математики. И эта проблема встанет очень остро, когда уйдут педагоги, которые сейчас в возрасте, а их большинство.

– За счёт чего вы так долго проработали учителем? Это же тяжелейший труд, с огромными нервными и эмоциональными нагрузками.

– За счёт учеников. У меня с ними было взаимопонимание, нам было интересно вместе, во всяком случае, со многими. Я получал удовольствие от работы, они от учёбы, иначе никак нельзя проработать пятьдесят лет в школе.

– За полвека у вас было столько учеников… Вы многих помните?

– Всех до одного!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО. Фото автора и из архива Бориса Шокина