16.09.2017 17:00

Такой удобный и безопасный

Кое-где в Архангельске ещё остались указатели трамвайных остановок – артефакты ушедшей эпохи
Последний трамвай, сохранившийся в Архангельске, теперь он находится на территории «Красной кузницы»
«Эрликон»
Рижские вагоны закрывали трамвайное движение в Архангельске в 2004 году. Трамвай – экспонат Нижегородского музея электротранспорта

В этом году вполне можно отметить шестидесятилетний юбилей последнего сохранившегося архангельского трамвая

В Архангельске вагоны сожгли и разрезали

Построен он на Усть-Катавском вагоноремонтном заводе в Челябинской области. В своё время служил специализированным транспортным средством, развозившим персонал на разные ремонтные работы. До недавнего времени вагончик стоял около Гостиных дворов на специально созданном для него рельсовом пути.

Попал сюда вагончик в октябре 2004 года. После того как любимый всеми вид общественного транспорта окончательно исчез с улиц областного центра. Чтобы архангелогородцы не забывали о своей городской электричке, старший научный сотрудник Архангельского, тогда ещё областного краеведческого музея Лилия Николаевна Уемлянина обратилась в муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие с просьбой передать им «для истории» один из вагонов.

Подходящее для экспозиционного показа транспортное средство Лилии Николаевне разрешили выбрать самой. Большую помощь в превращении трамвая в музейный экспонат оказал Сергей Колосов – на тот момент начальник Архангельского трамвайного парка. Именно он, по словам Лилии Николаевны, проделал основную работу в подготовке вагона к путешествию в музей. Так как рельсового пути на Троицком проспекте уже год как не существовало, нечего было думать о том, чтобы транспортное средство дошло до музейной стоянки своим ходом. Для трамвая была заказана специальная платформа, на которой под покровом ночи будущий экспонат привезли на площадку к Гостиным дворам. Вместе с ним было доставлено два 12‑метровых рельса и 19 шпал.

Таким образом, трамвай удалось спасти от горькой участи остальных его сородичей, разрезанных на металлолом. Расправлялись, кстати, с трамваями, варварски. Прежде чем разрезать, их сжигали. Это было необходимо для того, чтобы убрать с вагонов всю краску. Лилия Николаевна видела, как после «обжигающей» процедуры обгорелые трамваи сваливались у депо в одну большую кучу:

– Глядя на сваленные в беспорядке чёрные вагоны, мне хотелось плакать. Трамваи мне казались живыми существами…

В Нижнем Новгороде трамвай отстояли

Архангельскую коллегу поддержала Валентина Николаевна Боярцева – директор музея городского электротранспорта Нижнего Новгорода. Узнав о том, что творили с городскими электричками в Архангельске, она ужаснулась.

Город на Волге даёт Архангельску блестящий пример того, что можно сделать со своей историей. Трамваи там не жгут, а отправляют в музей, появившийся ещё в 1972 году. Туда попадают образцы всех моделей трамваев и троллейбусов, когда‑либо работавших в городе. Больше всего здесь, конечно, трамваев. Нижегородская городская электричка знаменита прежде всего тем, что на данный момент она является старейшим трамваем, действующим и действовавшим на территории нашего государства. Трамвай здесь появился ещё в 1896 году.

Нижегородский трамвай появился во время работы 16‑й Всероссийской промышленно-торговой и художественной выставки. Новоявленное чудо техники сразу стало популярным. Правда, езда на нём была довольно небезопасным занятием. Узкоколейный «Эрликон», так назывался первый нижегородский трамвай – совершенно неотапливаемая конструкция, была к тому же и крайне неустойчивой. На поворотах колымага частенько переворачивалась. Пассажиры во время таких приключений, чтобы продолжить путь, просто возвращали вагон в прежнее состояние, самостоятельно ставили его на рельсы. Ещё одной проблемой путешествия на «Эрликоне» стала его открытая площадка. На этом продуваемом всеми ветрами месте было просто небезопасно стоять. Чтобы улетающий с вагона народ ненароком не попал бы под колёса транспортного средства, впереди трамвая размещали специальную сетку.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия два первых нижегородских трамвая были полностью восстановлены. Они участвовали в съёмках фильма режиссёра Глеба Панфилова «Запрещённые люди».

– Трамвай, – рассказывает Валентина Николаевна, – в городе очень любят. – Когда дело дошло до закрытия последнего трамвайного маршрута, нижегородцы встали на его защиту. Чтобы донести свою точку зрения до властей, люди не только выступали в газетах и на телевидении. Как заправские партизаны, нижегородцы расклеивали листовки. Теперь трамвай в Нижнем Новгороде – это самый популярный вид общественного транспорта. Недавно в нашем областном центре был проведён интерактивный опрос: «Каким видом транспорта предпочитают пользоваться горожане?» С большим отрывом в опросе победил именно трамвай, обогнав даже метро. В городских маршрутках, например, я просто не могу ездить. Замкнутость пространства, тесно. Они гоняют, пересекают движение друг друга. Я просто боюсь с ними связываться…

К сожалению, Архангельску сейчас приходится «связываться» именно с маршрутками. Троллейбус исчез, большим автобусам развернуться не дают. Единственное, что осталось – трамвайный вагон. Как память о славном прошлом, когда из одного конца города в другой можно было добраться безо всяких проблем.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея